In English

статья  в «Известиях» http://izvestia.ru/news/536357

Тихую Россию запечатлели в платине

Коммерческая составляющая вводит выставку Genius Loci в сферу арт-рынка и галерейного бизнеса. 

на выставке Юргиса Левдика-Занаревского

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова


В Галерее классической фотографии на Саввинской набережной открылась выставка Genius Loci (Дух места) Юргиса Левдик-Занаревского.

Десятки лирических черно-белых пейзажей, созданных в технике платинопалладиевой печати, передают гармонию природы, ощущение света и воздуха. Уникальность техники — в широкой и точной тональной шкале. Поражает также долговечность отпечатка: он не потеряет качества не только через сто, но и, говорят специалисты, через пятьсот лет: благодаря большей инертности платины по сравнению с обычно используемым при печати серебром.

Фотографии Занаревского практически бессюжетны: там утренний туман, тут солнечный луч в просвете между деревьями; там уходящая вдаль аллея, тут пляж на берегу Волги. Есть неромантические названия вроде «Село Козлятьево», а есть вполне литературные вроде «Сказочной пасторали». Пасторалей так много, что их приходится нумеровать. В любом случае на снимках — деревья, реки, травы, изредка дома и всегда безлюдье.

Все фотографии продаются: цена в первый день колеблется от 20 до 45 тыс. рублей, а далее будет расти. Она назначается автором по вдохновению: снимки для него, как дети, одни более любимы, другие менее, и он не может объяснить это рационально.

Коммерческий аспект вводит выставку в контекст не только искусства, но также арт-рынка и галерейного бизнеса.

— Когда мы открывались, говорили, что будем поддерживать российских фотографов, — рассказал «Известиям» куратор Галереи классической фотографии Марк Коберт. — Нас осаждали десятки и сотни людей со снимками, ужасающими своей бездарностью, и требовали: вы должны рисковать, вы должны вкладываться.

Кураторы же были готовы выставлять только достойных. По воспоминаниям Марка Коберта, принесенное в галерею Левдик-Занаревским было приличнее среднего уровня, и «пять хороших фотографий среди его работ нашлись». Куратор поставил задачу: еще пятьдесят снимков в том же духе. И автор «адекватно отреагировал» — согласился работать. Результат налицо.

При этом куратор признает, что у выставки нет цели сказать новое слово в искусстве. Это, по мнению г-на Коберта, «салонная фотография в хорошем смысле слова — она достойна гостиной приличного дома».

Кстати, продукция для таких гостиных ныне востребована, но спрос не удовлетворен.

— На нашем рынке не хватает просто хорошей изобразительной школы, — сказал «Известиям» Марк Коберт. — Все хотят быть на острие. А галерея пытается эту нишу заполнить, дать людям фотографию, которую не стыдно повесить на стену. Она не должна переворачивать тебе жизнь, это хлеб насущный на каждый день.

Фотография в технике платинопалладиевой печати сегодня уже имеет своих ценителей: есть галереи, специализирующиеся только на таких отпечатках, и фотографы, работающие только в этой технике. Левдик-Занаревский, по мнению куратора, среди них один из лучших, поскольку у него «найден правильный баланс техники, подражания природе и авторского вдохновения».

А зритель волен «побеседовать с духом» села Козлятьева, крымской горы Карадаг или Московской поймы прямо на выставке или прикупить пейзаж с «гением» для собственного интерьера.

Выставка продлится до 21 октября.

ИЗВЕСТИЯ 27 сентября. 2012,  г. Москва / Александра Сопова

 

Назад в публикации